перечень


Московская правда. 21 февраля 1973 г.


Пондопуло Г.

Познание "Неизвестного" и "Тайна" в фильме А.Тарковского "Солярис"

      Фильму режиссера А. Тарковского, который в феврале нынешнего года вышел на широкий экран, трудно дать однозначную оценку. Это связано с рядом обстоятельств - со сложностью и многообразием затронутых в нем проблем, оригинальностью художественного решения, наконец, с противоречивостью авторской позиции.
      Сюжет картины заимствован из одного романа польского писателя-фантаста С. Лема. Это рассказ об одном из эпизодов освоения космоса в будущем, XXI веке. Однако пафос романа Лема и пафос фильма Тарковского существенно отличны друг от друга. Лема прежде всего интересуют пути и коллизии познания "неизвестного", которое ждет нас среди звезд. В центре внимания фильма "Солярис" - нравственные проблемы личности. Наивысшее выражение нравственного чувства авторы фильма видят в любви к Земле - колыбели Человечества. Образы земной природы и земной жизни героев фильма показаны в картине с подлинной поэзией.
      Наиболее важным достоинством фильма является то, что космический "антураж" ни в коей мере не заслоняет в нем интереса к человеку, к его внутреннему миру. Авторам удалось избежать благодаря этому одного из наиболее типичных и существенных недостатков, которые характерны для большинства советских и зарубежных произведений этого жанра. Художественные достоинства фильма во многом определены и его пластическим решением, которое покоряет масштабностью, яркой образностью, тонким вкусом и цельностью. Великолепна работа оператора В. Юсова. Психологически достоверно и точно играют актеры, в особенности Д. Банионис и Ю. ярвет.
      К достоинствам картины можно отнести и ту увлеченность и бескомпромиссность, с которыми в ней говорится о важных нравственных проблемах личности и прежде всего о личной ответственности человека. Авторы безусловно, правы в своем стремлении подчеркнуть мысль о том, что ответственность каждого человека возрастает вместе с социальным прогрессом. Она проводится ими достаточно определенно, хотя и односторонне. Человек ответственен перед другим человеком, перед самим собой, перед Землей, перед самим явлением жизни, утверждают создатели фильма. Он - человек, поскольку способен взять на себя бремя такой ответственности и идти до конца. Представляется, что именно эта мысль придает картине современное звучание и вызывает интерес зрителя.
      Итак, фильм значителен и интересен по своей проблематике, оригинален по художественному решению, вызывает интерес у зрителя.
      И все ж...
      Суждения о фильме у специалистов и зрителей крайне противоречивы. Многое в нем вызывает сомнения, критические замечания и даже чувство неудовлетворенности. Нам представляется, что это определено прежде всего противоречивостью авторской позиции, неточностью идейной концепции фильма "Солярис". Суть этой неточности состоит в том, что идея нравственного долга, личной ответственности человека трактуется достаточно абстрактно, непоследовательно. Она не доведена до ясного образного воплощения той важнейшей мысли, что в основе формирования личной ответственности человека, осознания им нравственного долга лежат прежде всего коллективные формы его деятельности, а не только самоанализ, самооценка, память, чувство любви к ближнему и т.д.
      Подобная неточность при художественном исследовании личности ученого, а герои фильма - ученые, не дает в полной мере осознать всю меру ответственности ученого перед обществом и показать то огромное значение, которое имеет научное знание для общественного прогресса. Главный герой фильма ученый-психолог Крис Кельвин отправляется на космическую станцию "Солярис". Ему поручено окончательно решить вопрос: продолжить или прекратить научную экспедицию по изучению Океана на одной из планет. Уже многие годы со станции поступают противоречивые и невероятные сведения. Пилот Бертон, один из первых исследователей Океана, друг отца Кельвина, рассказывает Кельвину о том, что Океан Соляриса порождает гигантские человеческие существа, подобные людям Земли.
      Многие считают рассказы Бертона бредом, галлюцинациями. Не убежден ими и Кельвин - трезво и рационалистически мыслящий ученый. Однако пребывание на "Солярисе" заставляет Кельвина убедиться в правоте Бертона. То с чем сталкиваются исследователи Космоса Кельвин, Снаут, Сарториус и Гибарян, настолько невероятно, настолько противоречит их земному опыту, что жестокому испытанию подвергается не только их разум, воля, чувства, но и деформированной оказывается сама основа их личности.
      Океан способен облекать в плоть и кровь самые сокровенные, самые интимные воспоминания людей-героев фильма. Океан "материализует" воспоминания Кельвина о его умершей жене Хари - воспоминания, которые звучат для него как укор совести, т.к. Кельвин был косвенно виновен в ее гибели. Отношения между двойниками Хари, порожденными Океаном, и Кельвином составляют драматическую коллизию фильма. Она повторяется, своеобразно преломляясь, и в истории его коллег - Гибаряна, Снаута и Сарториуса. Так же как и Кельвин, они вынуждены вести постоянные "сражения"с ожившими призраками. Все они терпят поражение, как потерпел его когда-то Бертон, проживший жизнь неудачника и фантазера. Кончает жизнь самоубийством друг Кельвина Гибарян. На неоправданную жестокость готов пойти во имя "чистой науки" Сарториус. Безнадежным скептиком выглядит Снаут, который называет бесполезным хламом все достижения человеческой мысли, ибо они не способны помочь в раскрытии тайны Океана. И только главного героя Кельвина "спасло" возвращение на Землю.
      Возвращение, подобное бегству. В последних кадрах фильма он стоит на пороге отчего дома, на коленях у ног отца в позе блудного сына. Но и это "спасение" проблематично. И здесь космос не оставляет его в покое. Трудно понять - реально его возвращение или это плод его фантазии, овеществленной Океаном Соляриса. Полет в космос оказался возвращением к самому себе. Путь познания - углублением в собственное "я". А герои XXI века - люди будущего - предстали перед нами как люди, безнадежно запутавшиеся в "неразрешимых" проблемах познания жизни.Все это придает образу человека в фильме пессимистический оттенок.
      Усталыми и одинокими, растерянными и страдающими выглядят герои фильма "Солярис". Вечно юным и прекрасным предстает перед нами только миф, иллюзия в облике Хари. Но чем более "очеловечивается" Хари от общения с Кельвином, тем все более страдающей выглядит.
      Конечно, есть глубокий смысл в словах поэта - "Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...", но ведь не следует из этого, что человеческая жизнь своего рода"крестный путь", полный одних страданий и утрат. Стремление подчеркнуть мотив страдания в конце концов, в эпизоде "воскрешения" Хари, приводить к тому, что авторам изменяет вкус. Этот фрагмент фильма страдает натурализмом, несет на себе налет мистики.
      Удивительно и безысходно противоречива трансформация гуманистической идеи в фильме. защита человека, призыв к уважению человеческой личности, внутреннего мира человека оборачивается не верой в силу его разума, его воли, его чувства, а жалостью и довольно банальной сентенцией о том, что мир может спасти только стыд.
      В фильме есть человек, терзаемый сомнениями, озабоченный нравственными проблемами. Есть итог человеческой цивилизации и культуры - удивительная техника, видения городов будущего, сокровища науки и искусства. Но в фильме нет или почти нет главного - человеческого коллектива, без чего невозможно достаточно полно и глубоко проникнуть в "тайну" человека.
      Конечно, на трудных дорогах жизни и познания человек может оказаться в ситуациях, которые требуют от него предельного напряжения и физических, и нравственных сил. Но именно в подобных ситуациях с особой силой проявляется потребность человека в коллективе, его общественная сущность.
      В фильме "Солярис" эта важнейшая проблема обозначена чисто символически. В нем есть эпизод, где собрание ученых долго и бесплодно спорит о судьбах "соляристики". Атмосфера бездействия и академического благодушия, которая царит на нем, составляет разительный контраст с драматическим рассказом Бертона, растерянным под градом вопросов и скептических взглядов.
      Не менее растеряно выглядит и Кельвин, прибывший на космическую станцию "Солярис", чтобы решить наконец этот вопрос. Научного коллектива на станции нет и в помине. Атмосфера и обстановка на ней напоминает современно обставленную лабораторию средневековых алхимиков. Каждый здесь действует на свой страх и риск. В конце концов и Кельвину остается полагаться только на себя.
      Чувство одиночества, замкнутости в мире узко личных отношений и переживаний не оставляет героев фильма и на земле. Оно сквозит в патриархальном быте семьи Кельвина, эпизоде поездки Бертона с сыном по городу будущего, в эпизоде возвращения Кельвина.
      Эта искусственная изоляция от социальной сферы жизни и определяет умозрительные характеристики постановки нравственных проблем в фильме "Солярис".
      Надо ли говорить, что для отдельной личности непосильно решение "вечных вопросов" человеческого бытия, так же точно, как невозможно действительно человеческая жизнь без стремления к познанию и свободе. Это противоречие разрешается не в космических эксперементах, какими бы сложными они ни были. Освобождение личности, постижение "тайны" Человека совершается не в глубинах самоанализа, а на арене общественной жизни, на путях социальной борьбы.
      Известная поверхность в художественной разработки многих важных, актуальных и острых проблем, поставленных в фильме, приводит к тому, что герои фильма "Солярис" выглядят достоверно и художественно убедительно, когда речь идет о проникновении во внутренний, личный, индивидуальный мир человека, и неубедительно, когда им приходится решать общечеловеческие проблемы. В этих случаях создатели фильма вынуждены прибегать к банальной символике и риторике, которых, к сожалению, не лишено это оригинальное произведение телантливого режиссера.



Наверх


Черухина Наталья, ФТАД 3 курс


Rambler's Top100
Hosted by uCoz