Cолярис Андрея Тарковского

Фильм "Солярис"       Съемочная группа       Писатель и режиссер     Шумиха в прессе      Новости сайта      Об авторе

"Солярис" Содерберга        Гостевая книга

Съемочная группа

home  
 

Быть соляристике или не быть?


      О первых шагах "Соляриса" лучше всего дают представления воспоминания Лазарева Л.И., который тогда был членом сценарно-редакционной коллегии и художественного совета объединения писателей и кинематографистов на Мосфильме. Он редактировал фильмы Тарковского "Андрей Рублев", "Солярис", "Сталкер" и "Зеркало". В своих воспоминаниях он писал, что "Постановка "Соляриса" встала на практические рельсы лишь после того, как закончилась эпопея с "Рублевым" [...] "Солярис" [...] разрешили, считая наименьшим злом [...] экранизация популярного фантастического романа Станислава Лема была, по мнению начальства, затеей самой безопасной и безвредной."
      Все звуковое оформление взял на себя Эдуард Артемьев. Режиссер до этого момента всегда работал с композитором Овчинниковым, но по каким-то причинам, которые он называл "житейскими обстоятельствами", расстался с ним. Тогда для съемок "Соляриса" он пригласил Артемьева Э.Н. До этого они встречались пару раз, хотя Тарковский знал, что Артемьев занимается электроникой. Перед новым членом съемочной группы Тарковского была поставлена непростая задача: решить музыкальное сопровождение фильма минимальными средствами, может быть, одним-двумя яркими звуками. "Они могут быть внутренне сложными, но главное- чтобы выражали характер и смысл эпизода, которые сопровождают. Словом должны нести функцию темы". В итоге фильм разделили на две части: конкретные природные шумы Земли и некий иной космический мир, который решили синтетическим методом: оркестр, хор и синтезатор. Так. например, в звуковом варианте был создан Океан: в основе по-разному записанные звуки рояля, потом сведенные и обработанные на синтезаторе.
      Коллекция звуков к "Солярису" была очень богата- одних шумов листвы десятки. И Тарковский работал очень детально, что вообще свойственно ему. Андрей сам подбирал звуки, добивался нужного ощущения. Так, в эпизоде проезда через туннель в Токио, по мнению Тарковского не хватало тяжести. Тогда Артемьев закатил в этот эпизод проезд танков. Конечно, очень глубоко, но необходимое чувство тяжести достигалось.
Не все могут выдержать вечную жизнь

      Оператора Тарковскому не пришлось искать. Вот уже четвертый его фильм согласился снимать Вадим Юсов. Они познакомились еще, когда Тарковский работал над дипломом во ВГИКе. Андрей увидел одну из работ Юсова и пригласил его снимать свой дипломный фильм "Каток и скрипка". Для оператора это было довольно неожиданно, но он все же согласился. Юсов, как никто другой, быстро нашел общий язык с Тарковским. И уже к "Солярису" последний доверял Юсову некоторые эпизоды снимать самому. Так, Юсов вспоминает один эпизод на съемочной площадке: ...проход Криса мимо дубов на Земле снимался в пять утра без режиссера. А чтобы проход был достаточно длинным, использовали двух актеров: Баниониса и дублера. Так как через кусты там было не пробраться, то Банионис шел ближе к камере, а дублер выходил из кустов с другой стороны. Эпизод снимался на пленке "кодак", которой тогда было дефицит. Вообще в "Солярисе" оператор задействовал довольно интересные " [...] технические приспособления, которые позволяли камере проплывать по длинному коридору, менять направление движения на перпендикулярное, снова возвращаться [...] Но вся эта механика нужна была только в контексте поведения людей, а тут она не нашла достаточно точного драматического обоснования." И на экране не видно непрерывности движения проплывающей камеры.
      Для фильма еще требовался художник. На эту вакансию был приглашен Михаил Ромадин. В книге "Мир и фильмы Андрея Тарковского" помещено воспоминание Ромадина о работе с Тарковским. Интересен один эпизод из его воспоминаний, когда "... для "Соляриса" Тарковский предложил создать атмосферу, подобную картине художника раннего Возрождения Витторе Карпаччо. На картине набережная Венеции, корабли, на переднем плане - много народу. Но самое главное то, что все персонажи погружены внутрь себя, не смотрят друг на друга [...] никак не взаимодействуют друг с другом". А в фильме для этого использовался прием отстранения. Например, в кадре, где Крис прощается с Землей и идет дождь, Банионис, по замыслу режиссера, никак не должен на это реагировать. Но актер поежился от холода. "Загублен кадр, как жаль"- сказал Андрей.
Приют в бесконечном космосе

В обязанности художника входила постановка всех декораций к фильму. И Ромадин совместно с Тарковским, по-моему, с этим отлично справился. Тарковский постарался обойтись самым необходимым, без каких-либо излишеств в создании космической атмосферы. Что касается актеров, то тут Тарковский не изменял себе. На одни из главных ролей были приглашены любимые актеры Тарковского. Без Солоницына и Гринько вообще не обходился не один фильм, снятый режиссером на родине. "Иваново детство", "Андрей Рублев", "Солярис", "Зеркало", "Сталкер" не были бы шедеврами творчества Тарковского без тех образов, которые создали эти актеры. На главную роль был приглашен Донатас Банионис, хотя работать с ним, как говорил Тарковский в одной из своих лекций, было трудно.
      Разрешив съемку "Соляриса", Мосфильм все же решил перестраховаться и поставил непременным условием авторитетную консультацию. Об этом требовании Тарковский сказал редактору картины Лазареву. Тогда тот позвонил своему давнему другу, известному ученому-астрофизику Иосифу Самойловичу Шкловскому. Так Лазарев вспоминает об этом: "Я дал ему сценарий, и он через несколько дней написал короткий отзыв ( хотя, как серьезному ученому, Шкловскому было довольно трудно писать о сказках для подростков- Ав.), смысл которого сводился к тому, что со стороны науки претензий никаких к сценарию нет". Затем фамилия Шкловского была вынесена в титры. "Потом, когда "Солярис" уже немалое время шел на экранах, я при встрече шутливо сказал Шкловскому, что, надеюсь, фильм принес ему не только громкую славу у коллег и он нынче во всем астрофизическом мире самый видный кинодеятель, но и большие деньги. "Какие деньги?"- удивился он. Выяснилось, что ему не заплатили ни копейки…"
      Итак, съемочная группа и актерский состав были сформированы. Место для "земного довеска" было найдено в 63 километрах от Москвы, в районе Звенигорода. Вблизи Саввино-Сторожевского монастыря. Присмотрел режиссер и уголок на реке Рузе для первых кадров фильма. Начались съемки, будничные рабочие дни. Сцену проезда в туннеле решили снимать в Токио: только там можно было найти длинные и перекрывающие друг друга эстакады дорог.



Наверх



Черухина Наталья, ФТАД 3 курс


Rambler's Top100
Hosted by uCoz