Cолярис Андрея Тарковского

Фильм "Солярис"       Съемочная группа       Писатель и режиссер     Шумиха в прессе      Новости сайта      Об авторе

"Солярис" Содерберга        Гостевая книга

Фильм "Солярис"

home  
 

      Все началось еще во время работы над "Андреем Рублевым". В 1968 г. Тарковский принес на студию уже заявку на экранизацию научно- фантастической повести польского писателя-фантаста Станислава Лема "Солярис". В этой заявке Тарковский писал, что "Зритель от нас ждет хорошего фильма научно- фантастического жанра... Сюжет "Соляриса" острый, напряженный, полный неожиданных перипетий и захватывающих коллизий... Мы уверены прежде всего в том, что фильм будет иметь финансовый успех." . Слова о финансовом и зрительском успехе фильма непривычно слышать из уст Тарковского, т.к. он всегда стремился создавать глубокие, осмысленные картины, а зрителю понятней и приятней смотреть развлекательное кино. Но, возможно, проблемы с "Рублевым" и тоска по работе заставили режиссера пойти навстречу начальству и зрителям. Хотя для экранизации он выбрал не просто сказочку для подростков. Романы Лема всегда отличались философской глубиной, "Солярис" не исключение. Действие романа происходит на космической станции, которая расположилась на планете Солярис, покрытой странной субстанцией- Океаном. Получив оттуда непонятные сигналы, на Земле решают отправить на станцию психолога Криса Кельвина, чтобы тот,
Психолог, уверенный в своей нормальности

разобравшись в сложившейся ситуации, принял окончательное решение о судьбе станции и "соляристики" вообще. Но на Солярисе Крису является его бывшая возлюбленная Хари, на Земле покончившая с собой. Постепенно становится понятно, что Хари, как и "гости" других членов экипажа, - это нейтринная модель, вычитанная "мыслящим" Океаном из человеческого подсознания. Главная идея автора- проблема контакта с гигантским познающим разумом. Лем старается показать космос во всей его загадочности и притягательности:


      Прежде чем я как следует это осознал, прямо против моего лица открылась широкая щель, через которую, я увидел звезды. Напрасно я пытался отыскать Альфу, Водолея, к которой улетал "Прометей". Эта область Галактики была мне совершенно неизвестна. В узком окошке мелькала искрящаяся пыль. Я понял, что нахожусь в верхних слоях атмосферы. Неподвижный, обложенный пневматическими подушками, я мог смотреть только перед собой. я летел и летел, совершенно этого не ощущая, только чувствовал, как постепенно мое тело коварно охватывает жара. Смотровое окно наполнял красный свет. Я слышал тяжелые удары собственного пульса, лицо горело, шею щекотала прохладная струя от климатизатора. Я пожалел, что мне не удалось увидеть "Прометей" - когда автоматы открыли смотровое окно, он, наверное, был уже за пределами видимости.


      Фильм не стал просто иллюстрацией книги (беда многих экранизаций литературных произведений), а наоборот текст повести стал мотивом к созданию нового интересного фильма. В отличие от Лема Тарковский по-другому расставил акценты. Объектом его внимания становится человек, его внутренний мир, переосмысление им своей "земной" жизни в глубинах космоса. Но лучше об этом сказал сам режиссер.
      Фильм был готов весной 1972 года. Но тут он застрял в комитете Мосфильма. Тогда "[...] у Тарковского возникла наивная идея надавить на начальство с помощью общественного мнения. Решили показать картину видным ученым". Пригласили их через Шкловского на Мосфильм. Но начальство, прознав об этом, отменила показ, а ученых не предупредили. И "[...] они битый час проторчали в проходной, [а потом] не солоно хлебавши отправились по домам". Но в итоге для "Соляриса" все закончилось хорошо, и 20 марта 1972 года фильм выпустили на экран и представили на Каннский фестиваль, на котором он получил специальный приз Международного кинофестиваля в Канне.



Наверх



Черухина Наталья, ФТАД 3 курс


Rambler's Top100
Hosted by uCoz